Противодействие коррупции

Справка  по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности коммунального государственного учреждения «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» (Анализируемый период: с 01 января 2020 года по 01 августа 2020 года) (ZIP 16 Kb)

Ведомственный план по вопросам противодействия коррупции КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» на 2019 год

Наименование мероприятий Ответственный Дата
1 Обсуждение ежегодного Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана Иржанова А. Январь, февраль
2 Обновление на интернет-ресурсе специального раздела по противодействию коррупции с размещением информации о проводимой работе антикоррупционной направленности Камыспаев К. постоянно
3 Соблюдение Антикоррупционного стандарта поведения государственных служащих КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» Камыспаев К. постоянно
4 Проведение внутреннего анализа коррупционных рисков Камыспаев К. Отчет по итогам полугодия
5 Размещение стандартов и регламентов оказания государственных услуг на сайте Отдела. Размещение информации со списками лиц, получивших земельный участок с указанием целевого назначения, площади, места расположения, вида права срока аренды Какенова С. Ежеквартально
6 Разъяснение этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №153 Камыспаев К. Отчет по итогам полугодия
7 Исполнение рекомендаций Межведомственной комиссии по вопросам противодействия коррупции (МВК), проведение мониторинга Камыспаев К. ежеквартально
8 Проведение правовых семинаров (совещания, семинары, лекции, круглые столы и т.д.) на антикоррупционную тематику Камыспаев К. ежеквартально
9 Функционирование почтового ящика для обращений физических и представителей юридических лиц Курочкина В. постоянно
10 Размещение, распространение антикоррупционных информационных листовок среди различных слоев населения Курочкина В. постоянно

«Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы» Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года №986 (ZIP 32 Kb)

«Об утверждении Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы» Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2018 года №309 (ZIP 31 Kb)

О недопущении коррупционных рисков при предоставлении права на земельный участок

Корни коррупции уходят в прошлое, историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что она существовала в обществе с момента возникновения управленческого аппарата.

Коррупция (лат. «corruptio») означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Определение «corrumpere» в римском праве трактовалось, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать, означало противоправные действия.

Морально-этическая атмосфера, царящая в обществе, достаточно сильно влияет на уровень коррупции в государстве.

Коррупция является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

Земля является одним из основных компонентов наземных экосистем и служит основой для размещения и функционирования различных технических сооружений и ведения разноплановой хозяйственной деятельности.

Для проведения земельной реформы в РК 4 мая 2018 года был принят и утвержден Указом Президента страны новый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования земельных отношений». Принятый Закон вызвал положительный отклик у каждого из нас, действительно, разработчикам данного закона удалось разработать такой проект, который воплотил ряд новых новелл, ранее отсутствовавших в национальном земельном законодательстве.

Предоставление прав на земельные участки согласно нормам действующего земельного законодательства РК относится к компетенции местного исполнительного органа (акима сельского округа, района).

Общий порядок предоставления земельных участков регулируется статьей 43 Земельного кодекса РК.

Общеизвестно, что для приобретения права землепользования на земельный участок гражданин сначала подает заявление установленного образца, согласно утвержденной стандартом и регламентом государственной услуги на имя акима соответствующей административно-территориальной единицы по местонахождению испрашиваемого земельного участка. Должностным лицом сельского округа заявление регистрируется в базе ИАС, затем в течение трех рабочих дней поступает в КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений», для подготовки поданного заявления на заседание районной земельной комиссии.

Согласно п. 10 ст. 43 Земельного кодекса РК не допускается пользование земельным участком до установления его границ на местности и выдачи правоустанавливающих документов (договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов и др.). Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает административную ответственность в соответствии с законодательством РК об административных правонарушениях.

Совершение сделок по отношению к земельным участкам, на которые не оформлены правоустанавливающие документы, не допускается.

В Кызылжарском районе введена единица государственного инспектора за использованием и охраной земель, который будет осуществлять постоянный контроль за рациональным использованием земель района.

В настоящее время господства технологий и повсеместного роста интернетизации в обществе вполне актуальным становится развитие системы электронного правительства.

Электронное правительство в РК работает по системе «одного окна», что позволяет казахстанцам пользоваться услугами в онлайн режиме, находясь в любой точке мира и страны, в любое время суток. Основные задачи электронного правительства – в предоставлении сервиса, подразделяемого на два вида: «правительство-гражданину», и «правительство-бизнесу». Для получения тех или иных государственных услуг как физическим, так и юридическим лицам, необходимо сначала пройти процесс регистрации.

Асель Иржанова,
Главный специалист-юрист
КГУ «Кызылжарский районный отдел
земельных отношений»

Об утверждении Антикоррупционного стандарта поведения государственных служащих коммунального государственного учреждения «Кызылжарский районный отдел земельных отношений»

О противодействии коррупции Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК


План основных мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений коммунального государственного учреждения «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» на 2017 год

Наименование мероприятий Время проведения Место проведения Ответственные исполнители
Проведение лекций и занятий по правовому всеобучу ежемесячно КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» Юргель А.В.
Мониторинг нормативно-правовых актов (выявление норм, применение которых на практике затруднительно, в виду отсутствия механизмов, выявление правовых коллизий, предоставление предложений по устранению пробелов в законодательстве в вышестоящие государственные органы)   постоянно КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» Юргель А.В.
Размещение на официальных сайтах государственных органов ссылок на интернет-ресурсы «Антикоррупционная форум площадка СКО» (www.stop-korrupciya.kz), www.anticorruptionsko.kz), портал «1494.kz» до 15.12.2017   КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» Ахметова А.С.
Круглый стол — Изменения внесенные в законодательство РК о борьбе с коррупцией   Не позднее 10 июля 2017 года КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» Камыспаев К.М.
Обеспечить размещение стандартов и регламентов оказания государственных услуг на официальных интернет-ресурсах государственных органов по мере утверждения новых стандартов и регламентов КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» Ахметова А.С.
Мониторинг сельскохозяйственных угодий вовлеченных в сельскохозяйственный оборот, земель предоставленных под ЛПХ с целью выявления и изъятия земельных участков, неиспользуемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства (самовольный захват земель, земельные участки с истекшим сроком аренды) до 15.12.2017   КГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений» Камыспаев К.М.

Информация
О работе по профилактике и борьбе с коррупцией, проводимой отделом земельных отношений Кызылжарского района

В рамках соблюдения норм антикоррупционного законодательства Республики Казахстан всеми сотрудниками отдела при поступлении на государственную службу принята присяга государственного служащего и ограничения, двое сотрудников проходят спецпроверку как вновь поступившие на государственную службу.

Ежегодно в кадровую службу отдела сотрудники представляют справку (уведомление) о сдаче декларации о доходах.

Для обращения населения (физических и юридических лиц), имеется приемные дни руководителя отдела земельных отношений (среда, кабинет №19, с 10:00 до 16:00), своевременно рассматриваются обращения физических и юридических лиц сотрудниками отдела. Работает электронная почта.

В отделе имеются ящик для обращения граждан, информационный стенд, содержащий нормы закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции», стандарты и регламенты государственных услуг, «8 этических норм государственных служащих» определенные Президентом РК Н.А.Назарбаевым и другие информации. Отработана схема прохождения процедур при предоставлении прав землепользования.

На строгом контроле соблюдение Законов РК «О борьбе с коррупцией», «О порядке рассмотрений обращений физических и юридических лиц». При работе с документами обращается особое внимание на соблюдение сроков их исполнения.

Все сообщения, полученные по телефону доверия, на книгу жалоб и ящик для жалоб и предложений, фиксируются в специальном журнале, берутся на контроль и рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». 1) ГУ «Кызылжарский районный отдел земельных отношений), является структурным подразделением местного исполнительного органа, осуществляющего руководство в сфере земельных отношений на территории Кызылжарского района.

Также отделом оказываются 5 государственных услуг. Из них 4 гос. услуги оказываются на альтернативной основе через ЦОН и ГО. За 10 месяцев текущего года отделом оказано 1021.

1. Утверждение кадастровой (оценочной) стоимости конкретных земельных участков, продаваемых в частную собственность государством

2. Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков

3. Выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ

4. Выдача разрешения на перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой

5. Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка

Кроме этого Департаментом Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Северо-Казахстанской области проведен анализ коррупционных рисков в деятельности Отдела.

Работа проводилась по следующим направлениям:

1. Коррупционные риски в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Отдела

2. Коррупционные риски в организационно- управленческой деятельности.

По итогам вышеуказанного анализа, были вынесены следующие рекомендации:

1. Отсутствие в Стандартах оснований для отказа

Пунктом 2 статьи 14 Закона «О государственных услугах» от 15.04.2013 г. установлены требования к содержанию Стандарта, к одним из которых относится наличие оснований для отказа при оказании государственной услуги.

Вместе с тем в Стандартах 5-ти государственных услуг отсутствуют основания для отказа («Утверждение кадастровой (оценочной) стоимости конкретных земельных участков, продаваемых в частную собственность государством», «Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков», «Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка, «Выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ», «Выдача разрешений на перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой»). Данный факт провоцирует возникновение коррупционных рисков в деятельности государственного органа.

Рекомендация:

- рассмотреть возможность внесения изменений в Стандарты 5-ти государственных услуг («Утверждение кадастровой (оценочной) стоимости конкретных земельных участков, продаваемых в частную собственность государством», «Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков», «Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка, «Выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ», «Выдача разрешений на перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой»), предусмотрев основания для отказа.

2. Не соответствие норм в НПА

Справочно: районной комиссией по предоставлению либо отказе в предоставлении прав на земельные участки рассмотрено заявление ТОО «Окан Агро» о трансформации земельного участка общей площадью — 692 га из пашни в пастбища.

Вместе с тем, исходя из п. 1.7 Положения вынесение заключения о трансформации земельных участков (перевод из одного вида в другой) не относится к функциям Земельной Комиссии.

Для перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой в соответствии с п. 7 и п. 8 статьи 98 Кодекса уполномоченным органом района (т.е. отделом земельных отношений) составляется заключение с учетом предложений районных органов сельского и водного хозяйства.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Стандарта государственной услуги «Выдача разрешений на перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой» утвержденной приказом Министра национальной экономики от 27 марта 2015 года № 271 (далее — Стандарт) данная государственная услуга оказывается местными исполнительными органами районов и городов областного значения.

Решение о переводе менее ценных сельскохозяйственных угодий в более ценные, согласно п. 11 ст. 98 Кодекса принимает районный исполнительный орган с учетом предложений уполномоченного органа, а также органов сельского и водного хозяйства района.

Однако согласно ч. 2 пп. 3) п. 9 Стандарта для оказания государственной услуги при переводе неорошаемой пашни в другие менее ценные виды сельскохозяйственных угодий одним из необходимых документов является пояснительная записка с выводами и предложениями согласующих областных уполномоченных органов сельского и водного хозяйства, охраны окружающей среды.

Рекомендация.

- рассмотреть возможность о внесении предложений о приведении в соответствие норм действующего законодательства регулирующего порядок перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой касательно идентичности необходимого перечня документов для оказания государственной услуги.

3. Наличие коллизий в действующем законодательстве регулирующих земельные отношения

В соответствии с п. 2 ст. 43 Кодекса предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции, установленной настоящим Кодексом.

Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения комиссии и землеустроительного проекта.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании отрицательного заключения комиссии в течение семи рабочих дней с даты вынесения заключения комиссии.

Согласно п. 2.4 Положения Решение комиссии носит рекомендательный характер.

Таким образом, при предоставлении земельных участков ответственность за законность выносимого решения несет должностное лицо, принявшее решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков. Хотя решение принимается на основании заключения Земельной комиссии.

Данное обстоятельство позволяет уйти от ответственности членам Земельной комиссии, а также сотрудникам рабочего органа.

Рекомендация:

- рассмотреть возможность внесения предложения в профильное Министерство в отношении уточнения правового положения Земельной комиссии и сотрудников Рабочего органа, в части юридического закрепления ответственности членов Земельной комиссии, а также сотрудников Рабочего органа при рассмотрении соответствующих материалов, а также составлении заключений.

Выше указанные рекомендации Отделом были направлены в Министерство сельского хозяйства РК на рассмотрение.

Далее, во исполнении плана мероприятий по устранению коррупционных рисков в Департамент Агенства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Северо-Казахстанской области дано разъяснение касательно дискреционных полномочий земельной комиссии и проведены семинарские занятия с специалистами отдела о порядке рассмотрения обращений по вопросам представления права землепользования на земельные участки и изучение стандартов гос. услуг оказываемых Отделом.

Послание президента РКАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО НК «Kazakh Invest» АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиӘділет